История храма

Приход действующей Покровской церкви в селе Конечном имеет богатую и интересную историю.Он связан с обретением большой святыни — чудотворной Воронинской иконы Божией Матери, которая явилась, согласно старинному сказанию, «на Конечном лесу». Поскольку явленных икон Богородицы известно немного (самые известные из них Тихвинская и Толгская), мы можем говорить об особенности, во многом уникальности Конечновского края в пределах практически всего Русского Севера. Стоит ли удивляться, что Конечновский приход. несмотря на бедность и удаленность его от центра, пользовался вниманисм русских святых и даже представителей императорского дома. В частности, упоминание села Конечного мы встречаем на обложке последнего (предсмертного) дневника святого праведного Иоанна Кронштадтского. Известно также, что одной из вкладчиц на постойку ныне действующей Покровской церкви выступила императрица Александра Федоровна, супруга Николая I. Конечновский приход имеет непосредственную связь со знаменитым Леушинским монастырем, так как именно к Покровскому храму в Конечном был рукоположен во священника муж родной племянницы игумении Таисии о. Николай Старопольский, впоследствии перешедший в Леушино и мученически завершивший свою жизнь (он был репрессирован в сталинские годы). 

 

История нашего прихода приведена по книге М.Г.Мальцева «Покровская церковь в Конечном», книга 44 из серии «Святыни Череповецкого края», СПб, Русская Фиваида, 2015г.

 

Содержание:

 

  1. Первое упоминание села Конечного в документах
  2. Конечновский приход в Смутное время.
  3. Дальнейшая история Конечновского прихода.

 

Первое  упоминание  села  Конечного  в  исторических  документах

Впервые села Конечное и Спасское-на-Мяксе упоминаются в купчей грамоте на земли Московского Новинского монастыря, составленной Карлом Малым 29 марта 1453 года.  Ввиду важности указанного документа для истории всего Мяксинского края процитируем его целиком. Отметим, что в нем впервые упоминаются не только Мякса и Конечное, но и многие другие окрестные селения, в том числе Хамтаново (Хантаново), место вдохновившее известного русского поэта Константина Батюшкова на создание поэтических шедевров.

1453 г. марта 29. Купчая грамота на села Спасское и Борок, с деревнями, пожнями и езами, в Арбужевской волости в Пошехонье, проданные братьей митрополичьего Новинского монастыря И.Н. Пополутову:  Доложа Ионы митрополита киевскаго и всеа Руси се яз Иван Никифоров Пополутова купил есмь село Спасское в Арбужевси Пречистыа Введенья ннового монастыря, да Борок, да Конечное, да в Конечном две деревни, да противу Борку пожни и наволоки, да Спасьские деревни селица все, что к тому селу Спасскому потягло изстарины. А купил есмь Спасское село по отводной грамоте, что отвел Нелидко Ефросинъин ключник. А в грамоте писано так: се яз Нелидко Ефросиньин ключник Ивановы жены Андреевичи в государыни своей место в Ефросиньино да в сына ее место в Генадьево отвел есмь село Спасское игумену Леонтью митрополичю, земли, и воды, и селища, и пустоши, и части езовые которые земли к тому селу потягли, куды Ефросиньина соха ходила и коса и топор, за Мяксою, Софроньевское селище, от Григорова по враг, а от княжие земли по враг же Кузыминское селище, Чюриково селище, Тимовское селище, по Кахрино болото от Парши, Кунецого селищо, Хамтаново старое, Ахмыловское, Подольнее, Лучинское селищо, да у Креста селищо, Ившино селишщо, Красная горка, Вощажниково селищо, а на сей стороне Мяксы Марьинское селищо, Шилово селищо, а от Шилова селища по Непотягов ручай, а к реце к Шексне болото, а сюды к Спасу Непотягово селищо, Быстрино селищо, Патерово селищо, Кудрявцово селищо, и по Мякши к Шексне и перевесья. Ворсовское перевесье, Великое перевесье, у Мяксовского езу залог на сей стороне Шоксны, а противу Мяксы за Шоксною два остожья ямища, в Болгаминском наволоце луг за Шоксною за осмиком, а на сей стороне Шоксны выше Мяксы Хаиминские пожни, Поузда пожня, Воронье поле снизу по вяз, а сверху по липник, да три остожья противу борку на Шексне снизу по вяз по безверхой, да от леса по вязок по голенастой, а сверху по дуб. А частей езовых: в Сомовском езу две части, в Шубальском езу три части, в Мяксовском езу две части, в Шармьском езу полторы части, в Молбенском езу полночи. А на отводе были: Иван Онтонов, поп Никита, Панкрат, Федос Демидов, Тарас Владычень, Григор, Исуп, Иваш Офросиньин. А Борок также и з деревнями, и с пожнями, и с лесом, также к Борку вь езу в Шубальском три ночи, да в озере в Ягорбском керевод. да в затоне участок, и в Мяксовском езу полночи. Купил есмь у игумена у Иева Нового монастыря, и у строителя у Якима, у всее братьи у старцов. А дал есмь на тех землях тритцать рублев, а пополнка лошачек бур. А купил есмь с всем с тем, куды из того села из Спасского, из Борку коса и соха и топор ходил. А купил есмь до своего живота, а после моего живота то Спасское и Борок и с всем с тем пречистой Богородици в дом в Новой монастырь на поминок моих родителей и по моей душе и по моих детех. А на то послуси: Яков Васильевич Сахарусов, да Иван Денисьев, да Василей Симонов, А грамоту писал Карло Малой. А дана грамота на Москве месяца марта в 29 день в лето 6961 (1453 г.), индикта 1. 
В купчей сообщается, что по благословению митрополита Киевского и всея Руси Ионы, Иван Никифорович Пополутов купил «село Спасское [Мяксу] в Арбужевси Пречистыя Введенья Нового [Новинского] монастыря, да Борок, да Конечное, да в Конечном две деревни, да противу Борку пожни и наволоки, да Спасские деревни и селища все, что к тому селу Спасскому потягло из старины». Но право владения на указанные земли он получил только «до своего живота», то есть, пока жив, а после смерти они возвращались в Новинский монастырь на вечное поминовение самого покупателя и его детей. Характерно, что в процитированной грамоте Конечное упомянуто не как простая деревня, а как один из центров вотчины, что говорит о том, что уже в середине XV века оно занимало достаточно высокое административное положение и, вполне возможно, являлось центром прихода, хотя прямого указания на данный факт в грамоте нет. Интересно также, что на заре своей истории это селение находилось в сфере влияния крупной московской обители — ставропигиального Новинского (Нового) монастыря. Правда, в отличие от упомянутых в процитированной грамоте Спасского (ныне Мякса) и Борка, Конечное в позднейших актах Новинской обители не упоминается, что,  по видимому, связано с тем, что оно вышло из ведения данного монастыря (упоминание Конечного встречается еще в одном документе Новинского монастыря — «Правой грамоте», датированной 18.07.1511 г. Но в ней содержится просто выписка из процитированной выше купчей 1453 г. ). Но монастырское прошлое селения не закончилось. В начале XVI века Конечное оказалось связано с обретением большой православной святыни — Воронинской чудотворной иконы Божией Матери, на месте явления которой была основана Успенская Воронина пустынь. Историю явления чудотворной Воронинской иконы читайте в специальном разделе нашего сайта.

 

Читать далее: Конечновский приход в Смутное время

Перейти к верхней панели