Дальнейшая история Конечновского прихода. Древняя деревянная церковь

В древнсйших документах, упоминаемых в предыдущих главах, ничего не говорится о Конечновском храме, что лишает нас возможности достоверно определить время открытия церковного прихода. Однозначно можно утверждать, что он был образован не позднее XVII века. Причем первоначально относился к Пошехонскому уезду Ростовской епархии. О Конечновской церкви сообщается, в частности, в «Ведомости Ростовской епархии приходским и ружным церквам, которые построены издревле», представленной 13 марта 1723 года в Святейший Синод известным церковным деятелем Георгием (Дашковым), епископом (впоследствии митрополитом) Ростовским. Согласно ведомости, в «селе Покровском Конечное тож», имелась церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, построенная издревле (точную дату ее основания священнослужители припомнить не смогли). При храме служили поп, дьячок и пономарь. Приход был крайне малочисленным. В него входило всего 11 крестьянских дворов. Невелики были и земельные владения причта: паши 5 четвертей в поле, покосы по 3 копны. Поэтому дань, наложенная на церковный причт, была одна из самых низких в епархии: 21 алтын 4 деньги.

Тем не менее, несмотря на бедность прихода, местные жители активно благоукрашали храм. А в 1732 году выстроили но- вую красивую деревянную церковь в честь Покрова Божией Матери, простоявшую до середины XIX века (ее разобрали по ветхости около 1842 года после постройки каменной церкви).

 

Описание древней деревянной Покровской церкви.

 

Сохранилось подробное описание этого храма, сделанное в 1827 году. Из него мы узнаем, что Покровская церковь была выстроена «по благословенью преосвященного Иоакима, архиепископа Ростовского и Ярославского в 1727 году, а освящена в 1732 году». Учитывая, что владыка Иоаким стал архиепископом Ростовским только в 1731 году, данное утверждение следует отнести ко второй половине фразы. Строился же храм по благословению другого ростовского архиерея Георгия (Дашкова). Замалчивание его имени не случайно. В 1730 году при императрице Анне Иоанновне вследствие интриг владыка был лишен архиерейского сана и сослан в монастырь, о чем наверняка знали конечновские священнослужители, не решившиеся упомянуть опального иерарха. Из дальнейших строк описи мы узнаем, что крышу на церкви устроили тесовую, некрашеную, а над ней – одну главу с крестом и обили их белым железом. Кстати, последнее обстоятельство надо отнести к случаям неординарным. В сельских церквях в XVIII веке, вследствие дороговизны, материала покрывать главы белым железом было непринято. Обычно плотники обходились деревянными конструкциями. К основному зданию храма примыкали деревянные паперть и крыльцо с лестницей. В церкви по сложившейся традиции было устроено трое дверей, с внутренними и висячими замками. Двери можно было также запереть изнутри благодаря специально сделанным засовам.

Имелось шестнадцать застекленных окон, в семи из которых были сделаны железные решетки. Алтарь был шестиугольный, «пол [в нем] деревянный, стены тесовые, потолок тесовый» . В алтаре престол правильной кубической формы: «в вышину I аршин и 6 вершков, в длину 1 aршин и 6 вершков, в ширину 1 аршин и 6 вершков». Икона Спасителя, за престолом «животворящий крест резной вызолоченный», икона «Божией Матери Ахтырския, на ней ризы и венцы серебряные, позолочены». Над жертвенником плащаница, две лампады При храме имелась деревянная шатровая колокольня высотой 8 сажен (около 17 метров), на которой висело 5 колоколов (12 пудов 8 фунтов, 5 пудов 27 фунтов, 3 пуда, 30 фунтов и 25 фунтов). Незабываемое впечатление производило внутренне убранство храма: достаточно редкий в сельских храмах шестиярусный «старинный» резной иконостас с резными позолоченными царскими и позолоченными боковыми (диаконскими) вратами. На Царских вратах иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четыре Евангелиста. В местном (нижнем) его ряду по правую сторону находилась икона Живоначальной Троицы, далее следовали иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (подле северных дверей). святителя Николая Чудотворца и за диаконскими вратами–  святителя Димитрия Ростовского и преподобного Адриана Пошехонского. По левую сторону от Царских врат находился образ Покрова Божией Матери, далее следовали иконы апостолов Петра и Павла (подле южных диаконских дверей), Успения Божией Матери, Илии Пророка и великомученика Георгия Победоносца. Все перечисленные иконы имели венцы серебряные позолоченные, случай нехарактерный для сельских храмов.

Во втором ярусе над Царскими вратами находилась икона Спасителя. По правую сторону от Него образы Иоанна Предтечи и Архангела Гавриила, а по левую – Божией Матери и архистратига Михаила, а также 8 икон апостолов. В третьем ярусе располагались двунадесятые праздники, а также иконы Воскресения Христова и «Лазарево Воскресение» В четвертом ряду над Царскими вратами — Цареградский образ Божией Матери и по сторонам от него 6 икон праотцев, В пятом ярусе над царскими вратами Коронование Божией Матери и по сторонам 6 икон пророческих. В шестом ярусе Распятие Иисуса Христа с предстоящими  двенадцатью апостолами. Имелись также аналойные иконы: Воскресения Христова с 12 праздниками, Апостолов Петра и Павла в серебряных венцах (один с полукружием), великомученицы Параскевы Пятницы в серебряном венце и Святцы. Клиросы были столярной работы четырехугольные, при них 4 хоругви, а за левым – еще образ Казанской иконы Божией Матери. Посредине висело медное посеребренное паникадило, а перед иконами – лампады из красной и желтой меди, а также посеребренные. Почти все богослужебные сосуды были позолочены и имели священные изображения. Имелось три Евангелия в золотых окладах с изображениями евангелистов, в том числе золотых накладных, 2 напрестольных медных креста, один чеканной работы украшенный финифтяными (писанными по эмали) изображениями. Даже оловянный ковшик и тот был позолочен, а одно из медных кадил посеребрено. Воздухи были атласные с вышитыми золотом крестами. В церковной библиотеке насчитывалось 32 книги, преимущественно богослужебного содержания. В целом надо сказать, что по своему внутреннему убранству Покровская церковь в Конечном больше напоминала городской или монастырский храм, но уж никак не сельский, расположенный в глухом удаленном месте.

Еще более удивительным это обстоятельство кажется, если вспомнить, что Конечновский приход относился к числу самых малочисленных и беднейших приходов обширной Ярославской митрополии. Тем не менее, факт остается фактом: 11 обычных крестьянских семей, забывая о себе, смогли выстроить и благолепно украсить свой храм так, что его убранству могли позавидовать даже крупнонаселенные приходы!

Перейти к верхней панели