К вопросу об иконографии образа Воронинской Божией Матери.
Установить местоположение явленной Воронинской иконы Божией Матери, похищенной в 1792 году, и ее списков пока не представляется возможным.
Единственное известное нам изображение иконы находится в рукописном сборнике, хранящемся в Государственном музее-усадьбе Архангельское под Москвой. Инвентарный номер сборника: № 18405. Дата создания: середина – 2-я половина XVIII века. Он включает 236 (I+235) листов в 4°, писан скорописью разных почерков на бумаге разных сортов.
Интересующее нас изображение (миниатюра) содержится в составе «Сказания о Воронинской иконе», помещенного в самом начале – на листах 2–7об. Первым исследователем сборника был А.Л.Лифшиц – сотрудник Археографической комиссии РАН. Он высказал предположение, что сборник был создан в Кирилло-Новоезерском монастыре, отметив, что лист с миниатюрой «вклеен в кодекс позднее, он имеет меньший формат, чем листы с текстом Сказания».
Исследователь Ю.Д. Рыков, внимательно исследовавший сборник, выявил, что Сказание о Воронинской иконе «написано раздельной скорописью на бумаге с водяным знаком вологодской рольной фабрики купцов Турунтаевских в виде сложного вертикального вензеля «ФТ», что позволяет датировать бумагу списка серединой (или концом 2-й четверти?) XVIII века», то есть 1730-1740-ми годами. Составление этого списка «Сказания» Ю.Д. Рыков отнес к 1740-1750-м годам. Следовательно, указанным периодом можно предположительно датировать и миниатюру.
Очень важным кажется мнение А.Л. Лифшица, что сборник составлялся в Кирилло-Новоезерском монастыре, то есть на территории того же Белозерского уезда, что и Воронина пустынь, где находилась чудотворная икона. Следовательно, художник, написавший миниатюру, вполне мог видеть подлинную икону. Вероятнее всего, он и срисовывал ее с оригинала, косвенным подтверждением чего служит подмеченное А.Л. Лифшицем отличие формата листа с миниатюрой от основного текста.
Следовательно, у нас есть все основания утверждать, что хранящаяся в музее-усадьбе Архангельское миниатюра достаточно точно передает вид подлинной Воронинской иконы Божией Матери.
***
Тем не менее, сомнения в этом высказываются. И главным контраргументом служит несоответствие ее иконографии Смоленской иконе Божией Матери, списком с которой принято считать Воронинский образ.
С данным контраргументом нельзя не согласиться. Даже неспециалисту видно, что изображение, представленное на миниатюре, совершенно не похоже на Смоленскую икону Божией Матери. Нельзя отнести его даже к иконографическому типу «Одигитрия», характерной особенностью которого является отсутствие соприкосновения ликов Божией Матери и Богомладенца. Данный образ полностью соответствует другому иконографическому типу — «Умиление».
Разрешить указанное противоречие можно двояко:
- Считать миниатюру неверной (несоответствующей оригиналу). Это возможно только в одном случае, если автор писал образ, не зная точного изображения иконы. Но тогда он должен был написать подобие образа Смоленской Божией Матери, ведь Воронинская икона, согласно общепринятому мнению, считалась его списком. Даже если предположить, что автор писал икону по памяти, он мог исказить какие-то отдельные ее черты, но никак не поменять иконографический тип. Следовательно, данная версия кажется маловероятной. А если вспомнить, что образ писался на территории Белозерского уезда ранее 1792 года (времени похищения иконы), то ее вероятность вообще становится ничтожной.
- Следовательно, остается признать, что в литературе об иконе допущена ошибка. Образ неверно ассоциирован со Смоленской иконой Божией Матери.
Попробуем разобраться, как она могла возникнуть.
Сведения о Воронинской иконе содержатся в целом ряде фундаментальных дореволюционных сочинений о чудотворных иконах Божией Матери: Слава Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, открывшаяся в явлениях Ее чудотворных икон в России. Ч. 3. Отд. 1. М., 1853. С. 94; Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон, чтимых православною Церковью на основании Священного Писания и церковных преданий. Изд. 2, доп. СПб., 1898. С. 369; Бухарев И., прот. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы: (История их и изображение). М., 1901. С. 93; Богоматерь: Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон / Под ред. Е. Поселянина [Е. Н. Погожева]. Ч. 2. М., 1909. С. 488.
Наиболее подробное ее описание мы встречаем в работе Е. Поселянина, которое процитируем дословно:
«Эта св. икона находится в Воронинской Успенской Богородицкой пустыни Череповецкого уезда Новгородской губернии. Предание рассказывает, что в 1524 году, на том месте, где находится теперь вышеуказанная пустынь, иноку, по прозванию Ворона, явилась Смоленская икона Божией Матери. Инок основал здесь обитель в честь Успения Богоматери и в ней поставил явившуюся ему икону. По имени основателя обитель стала называться Ворониной; то же наименование получила и хранящаяся в ней икона Одигитрии».
Это и подобное ему описания на многие годы стали чуть ли не единственным источником знаний о Воронинской иконе и, по-видимому, предопределили установление ее памяти в день празднования Одигитрии Смоленской (28 июля/10 августа).
Тем не менее, приведенный Е. Поселяниным текст ни в коей мере нельзя считать надежным источником. Автор не только не видел образ воочию, но и весьма смутно представлял его историю. В кратком тексте он совершил сразу несколько грубых ошибок:
Во-первых, он утверждает, что «икона находится в Успенской Ворониной пустыни». На самом деле в начале XX века, когда составлялась цитируемая книга, не имелось ни иконы (она была похищена в 1792 году), ни Ворониной пустыни. Она сгорела в 1792 году и спустя 2 года была официально упразднена.
Далее Е. Поселянин говорит, что «в 1524 году… иноку по прозванию Ворона явилась Смоленская икона Божией Матери». На самом деле икона не являлась иноку Марку Вороне, а обрел ее пономарь соседней Ильинской церкви Иоанн. Марк пришел на место явления иконы спустя 4 года после ее обретения. Кроме того, в «Сказании» прямо говорится, что прибытие Марка датируется 1522, а не 1524 годом и ни словом не упоминается, что обретенный образ был Смоленским.
Как видим, описание Е. Поселянина не выдерживает никакой критики, тем не менее, оно утвердилось в литературе, благодаря своей широкой доступности.
Справедливости ради, следует сказать, что авторы описаний чудотворных икон называли Воронинский образ Смоленским, следуя авторитетным сочинениям церковных историков XIX века. По-видимому, первым исследователем, введшим в «научный оборот» это представление был епископ Амвросий (Орнатский), который в 3 части «Истории российской иерархии» (1811 г.) назвал Воронинскую икону «чудотворным образом Божией Матери, нарицаемым Одигитрия Смоленская» (Амвросий [Орнатский]. История российской иерархии. Ч. 3. М., 1811. С. 611–613). Эти сведения повторил А.Ратшин (Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 1854. С. 405). И весьма авторитетный историк В.В. Зверинский, назвавший образ «чудотворной иконой Одигитрии Смоленской Божией Матери» (Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Ч. 1. СПб., 1890. С. 120. № 130).
Необходимо отметить, что работы Амвросия (Орнатского), А. Ратшина и В.В. Зверинского нельзя признать независимыми. А. Ратшин опирался на труд Амвросия (Орнатского), а В.В. Зверинский на работы обоих своих предшественников. Причем писали они о Воронинской иконе, не зная ее реального изображения. Кроме того, труды всех трех авторов нельзя признать безукоризненными, они содержат множество ошибок, вполне объяснимых учитывая слабую изученность вопроса в XIX веке.
Тем не менее, авторитет перечисленных выше историков был настолько велик, что последующие авторы просто переписывали приведенные ими сведения без должной проверки.
Чуть ли не единственным серьезным дореволюционным сочинением, где Воронинский образ прямо не назван Смоленским, является 5-й выпуск «Новгородского сборника», изданный в 1866 году. В нем он именуется просто «иконой Одигитрии Божией Матери» (Новгородский сборник / под ред. Н. Богословского. Выпуск 5. Новгород, 1866. С. 50). Важно отметить, что авторы указанной книги были единственными известными нам исследователями, видевшими Воронинский образ. «Новгородский сборник» составлялся на основе материалов этнографических экспедиций, одна из которых была направлена в Успенский Воронинский приход. В ходе экспедиции было выявлено, что в Воронине имелось два особо почитаемых образа Богородицы: Успения с частичками мощей разных святых и список с явленной Воронинской иконы, по утверждению старожилов, существовавший с момента основания прихода (то есть 1794 года). Если этот список был похож на миниатюру, ныне хранящуюся в музее-усадьбе Архангельское, то пропуск слова «Смоленская» в его наименовании кажется весьма показательным.
Тем не менее, видимого противоречия между «Новгородским сборником» и трудами других авторов нет, поскольку название «Одигитрия» чаще всего используется в качестве второго наименования Смоленской иконы Божией Матери.
Тут мы подходим к главному обстоятельству, которое, на наш взгляд, породило ошибку Амвросия (Орнатского) и, благодаря бездумному цитированию его работы, со временем превратило ее в общепринятый «научный факт».
***
Воронинский образ в старинных рукописях почти постоянно именовался «Одигитрией». Самый ранний известный нам список «Сказания», составленный в XVII веке и ныне хранящийся в Библиотеке академии наук, начинается словами: «Месяца июня в 15 день явление иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, честнаго Ея Одигитрия, иже на Конечном лесу». Далее в рукописи название Одигитрия повторяется еще раз.
В последующих 9 выявленных исследователями списках, датируемых XVIII-XIX веками, икона также неизменно именуется Одигитрией с прибавкой «нарицаемыя Воронинския». Показательно, что ни в одном из них она ни разу не названа Смоленской.
К сожалению, в исторической науке распространены случаи, когда исследователи домысливают факты, отсутствующие в источниках, никак не отмечая это. Похоже, по данному пути пошел и епископ Амвросий (Орнатский) в вопросе с Воронинской иконой. Хорошо зная, что наименование Одигитрия принято соотносить со Смоленской иконой Богородицы, он просто назвал Воронинский образ Смоленским, став, таким образом, родоначальником исторического мифа. О том, насколько устойчивы бывают подобные мифы, мы знаем из истории с так называемой «Леушинской» иконой Божией Матери, непроверенные сведения о которой попали даже в ряд авторитетных научных изданий.
Между тем ставить знак равенства между «Одигитрией» и «Смоленской иконой Божией Матери» является в корне неверным. Помимо «Одигитрии Смоленской» современным специалистам, например, хорошо известен иконографический тип «Одигитрия», к которому относится достаточно большое число разных икон Божией Матери.
А в древности Одигитрией часто называли не образ Божией Матери, а Саму Пресвятую Богородицу. Приведем некоторые примеры подобного использования этого слова. На территории современного Бабаевского района существовала Усть-Ножемская Одигитриева пустынь, в которой отсутствовали храмы и даже приделы в честь Смоленской иконы Божией Матери. Главный ее храм носил посвящение в честь Успения Богородицы. Воронина пустынь в старинных документах также нередко называлась Одигитриевой. И в ней опять же отсутствовали приделы в честь Смоленской иконы Божией Матери (главный храм обители именовался Успенским). 25 июня 1682 года при венчании на царство царей Петра I и Иоанна V был отслужен торжественный молебен перед Владимирской иконой Божией Матери, относящейся к иконографическому типу «Умиление». Но в летописи она была названа «Одигитрией Владимирской» (то есть Богородицей Владимирской) (Полное собрание русских летописей. Т. 31. С. 200-201).
По всей вероятности, в том же смысле использовалось данное понятие и в «Сказании о Воронинской иконе Божией Матери». Но поскольку слово «Одигитрия», как в старые времена, так и сейчас, больше принято соотносить со Смоленской иконой Божией Матери, то Воронинский образ постепенно стали считать списком со Смоленского. Это было сделать тем проще, что явленная икона была утрачена и выявить ошибку не представлялось возможным. Именно поэтому день празднования иконе был перенесен с 15 (28) июня на 28 июля (10 августа) – память Смоленского образа. До нас дошла старинная служба иконе, написанная по образцу службы Смоленской Божией Матери. Из последней были взяты тропарь и кондак Воронинской иконе.
Выводы:
- Отнесение Воронинского образа к спискам Смоленской иконы Божией Матери, по-видимому, является ошибочным, так как оно впервые фиксируется достаточно поздно – в 1811 году (после утраты образа) и связано с неверным отождествлением слова «Одигитрия», упоминаемого в «Сказании», со Смоленской иконой Богородицы.
- Имеющуюся в нашем распоряжении миниатюру Воронинской иконы, учитывая ее местное происхождение (из Белозерского уезда) и древность написания (около середины XVIII века, ранее 1792 года – времени утраты иконы) можно считать соответствующей подлинному образу Воронинской иконы Божией Матери.
Справку составил: Мальцев М.Г.